Все индикаторы рынка офисной недвижимости Москвы показывают отрицательную динамику, однако погружение в красную зону и торможение рынка происходят очень плавно, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики CMWP.
Операционные расходы – исторически наиболее стабильная часть арендных платежей – показали стремительный рост по итогам 2 квартала 2022 года, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики CMWP.
Определенная активность со стороны турецких ритейлеров, которые присматриваются к помещениям уходящих марок, есть, и намерения некоторых игроков достаточно серьезные, добавляет Ольга Антонова, партнёр, руководитель департамента торговой недвижимости. Прямо сейчас в работе её компании, например, два запроса на поиск площадок со стороны турецких сетей. Активность со стороны «иностранцев» в целом не такая высокая, как ожидалось, соглашается эксперт; конкретных договоров или оферт пока нет, но есть «переговоры на достаточно продвинутых стадиях».
Рост свободных площадей связан со снижением спроса со стороны потребителей и окончательным уходом с российского рынка части иностранных компаний, считает партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Егор Дорофеев.
Партнер Алан Балоев отмечает, что это одна из немногих рыночных сделок, которые были закрыты с февраля этого года. Это связано с тем, что в отличие от других транзакций с участием иностранных инвесторов здесь речи о срочной продаже активов не идет, так как Sponda давно приняла решение уйти из России. Кроме того, по его мнению, продавцу очень повезло с текущим курсом валют по отношению к рублю, это делает сделку крайне привлекательной для него.
По итогам первого полугодия 2022 года, доля приостановивших деятельность магазинов в торговых центрах Москвы составила 11,6%, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики CMWP.
«В условиях резкого роста потенциальной вакансии в существующих ТЦ, жесткой конкуренции собственников объектов за арендаторов, потери целого пласта ключевых иностранных ретейл-операторов, а также роста стоимости строительства ввод в эксплуатацию новых ТЦ будет сокращаться в среднесрочной перспективе», - цитирует агентство заместителя руководителя департамента исследований и аналитики Татьяну Дивину.
«Спортивные хабы и ФОК — один из важных элементов замещения высвобождающихся функций в ТЦ. Развитие таких проектов продиктовано спросом: люди стали больше внимания уделять активному и здоровому времяпрепровождению. Экономика таких объектов для операторов тоже выглядит интересно на примере уже реализованных проектов, сроки окупаемости которых около трех лет», — полагает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости.
Новые форматы – ответ не только и не столько на вызовы времени, но и на изменение культуры потребления, поддерживает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости. О том, что ритейл стал рынком впечатлений, заговорили несколько лет назад, предсказывая тогда, в частности, рост электронной коммерции. Однако теперь это еще и способ удержать внимание клиента собственно к объектам недвижимости, если кризис – с профессиональными марками.
«О своём интересе к рынку заявляли несколько турецких (например, Рaulmark, Mamino baby) и китайских (Li Ning, Meters Bonwe) ретейлеров, — перечислила Ольга Антонова. — Кроме того, есть сильные российские игроки, способные осваивать площади и увеличивать долю представленности на рынке: „Стокманн“, Lime shop, 12 storeez, Hoff, Bork, „Технопарк“ — компании, уверенно развивающиеся локально. Для них это шанс на развитие на более выгодных условиях».
Внешний экономический фон размыл горизонт планирования у клиентов, после чего запустилась цепная реакция. В результате в подвешенном состоянии оказались и собственники, которые ждали (и еще ждут) окончательного решения от арендаторов, и сами арендаторы, многие из которых не понимают на 100% формат продолжения деятельности, комментирует Наталья Никитина, международный партнер, руководитель департамента офисной недвижимости.
Сейчас западные бренды, временно закрывшие магазины, обслуживают арендные контракты в размере 30–70% от той суммы, что выплачивали в соответствующие месяцы прошлого года, говорит партнер Ольга Антонова.
«Но сейчас ситуация меняется,— продолжает она.— В некоторых случаях сети постепенно снижают сумму оплаты аренды простаивающих магазинов, в других — перестают перечислять средства владельцам помещений».