Операционные расходы – исторически наиболее стабильная часть арендных платежей – показали стремительный рост по итогам 2 квартала 2022 года, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики CMWP.
Определенная активность со стороны турецких ритейлеров, которые присматриваются к помещениям уходящих марок, есть, и намерения некоторых игроков достаточно серьезные, добавляет Ольга Антонова, партнёр, руководитель департамента торговой недвижимости. Прямо сейчас в работе её компании, например, два запроса на поиск площадок со стороны турецких сетей. Активность со стороны «иностранцев» в целом не такая высокая, как ожидалось, соглашается эксперт; конкретных договоров или оферт пока нет, но есть «переговоры на достаточно продвинутых стадиях».
Рост свободных площадей связан со снижением спроса со стороны потребителей и окончательным уходом с российского рынка части иностранных компаний, считает партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Егор Дорофеев.
Партнер Алан Балоев отмечает, что это одна из немногих рыночных сделок, которые были закрыты с февраля этого года. Это связано с тем, что в отличие от других транзакций с участием иностранных инвесторов здесь речи о срочной продаже активов не идет, так как Sponda давно приняла решение уйти из России. Кроме того, по его мнению, продавцу очень повезло с текущим курсом валют по отношению к рублю, это делает сделку крайне привлекательной для него.
По итогам первого полугодия 2022 года, доля приостановивших деятельность магазинов в торговых центрах Москвы составила 11,6%, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики CMWP.
«В условиях резкого роста потенциальной вакансии в существующих ТЦ, жесткой конкуренции собственников объектов за арендаторов, потери целого пласта ключевых иностранных ретейл-операторов, а также роста стоимости строительства ввод в эксплуатацию новых ТЦ будет сокращаться в среднесрочной перспективе», - цитирует агентство заместителя руководителя департамента исследований и аналитики Татьяну Дивину.
«Спортивные хабы и ФОК — один из важных элементов замещения высвобождающихся функций в ТЦ. Развитие таких проектов продиктовано спросом: люди стали больше внимания уделять активному и здоровому времяпрепровождению. Экономика таких объектов для операторов тоже выглядит интересно на примере уже реализованных проектов, сроки окупаемости которых около трех лет», — полагает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости.
Новые форматы – ответ не только и не столько на вызовы времени, но и на изменение культуры потребления, поддерживает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости. О том, что ритейл стал рынком впечатлений, заговорили несколько лет назад, предсказывая тогда, в частности, рост электронной коммерции. Однако теперь это еще и способ удержать внимание клиента собственно к объектам недвижимости, если кризис – с профессиональными марками.
«О своём интересе к рынку заявляли несколько турецких (например, Рaulmark, Mamino baby) и китайских (Li Ning, Meters Bonwe) ретейлеров, — перечислила Ольга Антонова. — Кроме того, есть сильные российские игроки, способные осваивать площади и увеличивать долю представленности на рынке: „Стокманн“, Lime shop, 12 storeez, Hoff, Bork, „Технопарк“ — компании, уверенно развивающиеся локально. Для них это шанс на развитие на более выгодных условиях».
Внешний экономический фон размыл горизонт планирования у клиентов, после чего запустилась цепная реакция. В результате в подвешенном состоянии оказались и собственники, которые ждали (и еще ждут) окончательного решения от арендаторов, и сами арендаторы, многие из которых не понимают на 100% формат продолжения деятельности, комментирует Наталья Никитина, международный партнер, руководитель департамента офисной недвижимости.
Сейчас западные бренды, временно закрывшие магазины, обслуживают арендные контракты в размере 30–70% от той суммы, что выплачивали в соответствующие месяцы прошлого года, говорит партнер Ольга Антонова.
«Но сейчас ситуация меняется,— продолжает она.— В некоторых случаях сети постепенно снижают сумму оплаты аренды простаивающих магазинов, в других — перестают перечислять средства владельцам помещений».
Общее ухудшение макроэкономического фона, структурная перестройка экономики и отсутствие драйверов развития частного сектора повлияли на планы компаний по развитию бизнеса, отмечает руководитель департамента офисной недвижимости Наталья Никитина. По прогнозам Натальи, при оптимистичном сценарии офисный рынок Москвы восстановится не ранее 2024 года.