Новые форматы – ответ не только и не столько на вызовы времени, но и на изменение культуры потребления, поддерживает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости. О том, что ритейл стал рынком впечатлений, заговорили несколько лет назад, предсказывая тогда, в частности, рост электронной коммерции. Однако теперь это еще и способ удержать внимание клиента собственно к объектам недвижимости, если кризис – с профессиональными марками.
«О своём интересе к рынку заявляли несколько турецких (например, Рaulmark, Mamino baby) и китайских (Li Ning, Meters Bonwe) ретейлеров, — перечислила Ольга Антонова. — Кроме того, есть сильные российские игроки, способные осваивать площади и увеличивать долю представленности на рынке: „Стокманн“, Lime shop, 12 storeez, Hoff, Bork, „Технопарк“ — компании, уверенно развивающиеся локально. Для них это шанс на развитие на более выгодных условиях».
Внешний экономический фон размыл горизонт планирования у клиентов, после чего запустилась цепная реакция. В результате в подвешенном состоянии оказались и собственники, которые ждали (и еще ждут) окончательного решения от арендаторов, и сами арендаторы, многие из которых не понимают на 100% формат продолжения деятельности, комментирует Наталья Никитина, международный партнер, руководитель департамента офисной недвижимости.
Сейчас западные бренды, временно закрывшие магазины, обслуживают арендные контракты в размере 30–70% от той суммы, что выплачивали в соответствующие месяцы прошлого года, говорит партнер Ольга Антонова.
«Но сейчас ситуация меняется,— продолжает она.— В некоторых случаях сети постепенно снижают сумму оплаты аренды простаивающих магазинов, в других — перестают перечислять средства владельцам помещений».
Общее ухудшение макроэкономического фона, структурная перестройка экономики и отсутствие драйверов развития частного сектора повлияли на планы компаний по развитию бизнеса, отмечает руководитель департамента офисной недвижимости Наталья Никитина. По прогнозам Натальи, при оптимистичном сценарии офисный рынок Москвы восстановится не ранее 2024 года.
Общее ухудшение макроэкономического фона, структурная перестройка экономики и отсутствие драйверов развития частного сектора повлияли на планы компаний по развитию бизнеса, отмечает руководитель департамента офисной недвижимости Наталья Никитина. Из-за снижения выручки многих компаний сокращается штат, а значит, падает и потребность в офисах. Максимальное снижение активности придется на вторую половину 2023 года, резюмирует Наталья Никитина. По ее прогнозам, при оптимистичном сценарии офисный рынок Москвы восстановится не ранее 2024 года.
Весной многие в России ждали нищеты покупателей и разрухи в торговых центрах. Ни того, ни другого не случилось. Но ритейл во многом остается в подвешенном состоянии. Каковы его перспективы в авторской колонке делится партнер, руководитель департамента торговой недвижимости Ольга Антонова.
ГК Mantera семьи экс-губернатора Краснодарского края Александра Ткачева выкупила санаторий «Белые ночи» в Сочи, заплатив за него до 2 млрд руб. Санаторий «Белые ночи» расположен в Лазаревском районе: ранее эта локация не пользовалась популярностью у девелоперов из-за удаленности от центра города, но сейчас она активно застраивается, отмечает партнер Марина Смирнова.
Новости: · Июньский отчет Росстата: · Вакансия в ТЦ 30-40% · Снижение цен на жилье · Падение продажи авто     Причины, следствия и последствия Товары и экосистемы Импортозамещение – возможно ли? Параллельный импорт мифы и реальность Принудительное лицензирование Сегментация спроса и доступность
Объем сделок со складами может значительно сократиться. В Commonwealth Partnership указывают, что с января по июнь в Москве и Подмосковье было поглощено 621 тыс. кв. м, к концу года показатель может составить 800 тыс. кв. м, сократившись на 72% год к году. «Еще в начале 2022 года мы ожидали стабилизации спроса, но из-за резкого изменения макроэкономической ситуации изменили прогноз»,— отмечает аналитик Екатерина Ногай.
Из-за кризиса ГК «Пионер» решила продать проект развития транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Открытое шоссе» на востоке Москвы, в рамках которого должно быть построено 112 тыс. кв. м жилья и торгцентр на 31 тыс. кв. м. В покупке площадки, оцениваемой в 6 млрд руб., заинтересованы как минимум пять девелоперов. Но сейчас строительство может быть рискованно, предупреждают эксперты. Сейчас многие девелоперы стремятся выйти из активов из-за нехватки ликвидности, так как в кризис продажи жилья сильно просели, отмечает партнер, руководитель департамента оценки и консалтинга Константин Лебедев.
Ситуацию на рынке офисной недвижимости, в гостиничном сегменте и рост вакансии в сегменте торговой недвижимости прокомментировали эксперты компании: старший аналитик Полина Афанасьева, партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Марина Смирнова и партнер, руководитель департамента торговой недвижимости Ольга Антонова.