«Есть прекрасные примеры российских фешен-стартапов за последние годы, которые смело конкурируют с теми, кто закрыт (12 storeez, Lime). Но они появились через 20 лет после прихода международных брендов, а ниша, которая может освободиться, слишком большая, чтобы оперативно качественно заменить их новыми игроками», — считает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости.
Какой из сценариев выглядит сегодня более реалистичным? Какой объем площадей в ТЦ разных форматов находится в подвешенном состоянии и появилась ли хоть какая-то ясность по поводу их будущего? Об этом BFM.ru побеседовал с партнером, руководителем департамента торговой недвижимости компании Ольгой Антоновой.
Окончательная ясность в вопросе, будут ли доступны россиянам товары уходящих брендов, наступит примерно к зиме 2022 года. Владельцы торговых комплексов также надеются, что все будет почти как раньше.
«Если вместе с продажей прав или долей будут передаваться стандарты, знания, компетенции и возможность обновлять товарные запасы, потребитель сохранит интерес к торговым локациям», — рассуждает Ольга Антонова, партнер и руководитель департамента торговой недвижимости.
По данным партнера Марины Усенко падение спроса на услуги гостиниц в крупных региональных городах России составило в марте и апреле по сравнению с теми же месяцами 2021 года около 10 п.п. «При этом показатель средней цены на номер в марте-апреле 2022 года остался стабильным, что вполне логично для рынков, где значительную долю спроса формируют бизнес-туристы — у таких клиентов отсутствует прямая зависимость между частотой поездок и стоимостью размещения. В момент падения спроса нет возможности существенно нарастить объемы продаж путем демпинга цен, поэтому отели выжидают, пока все восстановится»,— отмечает Марина Усенко.
Старший аналитик департамента исследований и аналитики Полина Афанасьева в авторской статье говорит об офисном региональном рынке России и его трансформации.
О дефиците в регионах, о том, как теперь будут открывать офисы в регионах, и что делать инвесторам и арендаторам.
По итогам 2022 года на офисном рынке Москвы освободится дополнительно 800 тыс. кв. м, на которые не найдутся арендаторы, говорится в прогнозе Commonwealth Partnership. Это будет максимальным значением с 2012 года.
Кроме того, на ситуацию негативно повлияют падение спроса и сокращение уже занятых площадей со стороны российских компаний, добавляет старший аналитик департамента исследований и аналитики Полина Афанасьева.
Партнер Ольга Антонова считает, что большинство ритейлеров инвестировать в открытия пока не готовы, активность сохраняют в основном российские сети, сделавшие ставку на агрессивное развитие.
Но формально роста вакантности пока не происходит, действующие договора с закрывшимися магазинами сохраняются. Ольга Антонова не исключает, что существенный рост показателя отложится до 2023 года — тогда пустовать официально, возможно, будут 18–20% торговых площадей Москвы.
Руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Марина Смирнова напоминает о том, что гостевые дома в отличие от малых гостиниц относятся к ИЖС и не требуют получения разрешения на строительство, если не превышают установленные нормы по этажности (три этажа, 20 м — максимальная высота). Соответственно, такие дома могут не соответствовать санитарным либо пожарным нормам, которые соблюдаются при строительстве гостиниц. В этой связи введение любого регламентирования в этой сфере может отразиться на бизнесе: для приведения гостевого дома в соответствие требованиям к малым гостиницам потребуются переделки.
По словам партнера департамента гостиничного бизнеса и туризма Марины Смирновой , несмотря на то что гостиницы люксового сегмента ориентированы на внутренний спрос, значительную долю доходов они получали за счет клиентов-иностранцев, включая различные делегации и мероприятия. А в марте их количество резко сократилось.
Средняя загрузка 5-звездочных отелей в Москве в марте, по подсчетам Commonwealth Partnership, составила в среднем 25%, в апреле – 24% против, например, 42% в апреле 2021 г.
Как это скажется на ценах аренды и объеме предложения - рассказывает аналитик Екатерина Ногай.
Исторический рекорд спроса, неудержимый рост ставок аренды, активное строительство, новые игроки, форматы, проекты и возможности характеризовали рынок складской недвижимости как Москвы, так и регионов в последние два года. Наращивание логистических мощностей, усложнение цепочек поставок и переход к хранению “впрок” – основные тренды, с которыми мы вошли в 2022 год.
Ряд владельцев крупных бизнес-центров в России попали под те или иные санкции, а представители иностранных компаний, арендующие площади в этих офисах, рискуют стать нарушителями санкционного режима. Они ищут возможности снизить эти риски. «Международные клиенты к нам обращались, так как не могут платить попавшим под санкции собственникам арендные платежи. Многие смотрят альтернативу, но пока релокации не случилось, так как большинство не могут выйти из текущего договора и находятся в переговорах с текущим арендодателем», — описывает ситуацию партнер, руководитель департамента офисной недвижимости Наталья Никитина.
Закрытие магазинов международных брендов, занимающих до 40% площадей в крупных торгцентрах, может привести в этом году к падению доходов владельцев таких объектов до 50%, а в худшем случае — к банкротству.
В марте—мае доходы девелоперов торгцентров снизились на 20% из-за того, что у ритейлеров сокращаются возможности оплачивать аренду закрытых магазинов, говорит партнер Commonwealth Partnership Ольга Антонова.